Танго Хорхе Луиса Борхеса
 
Литературные шедевры получаются только у гениев, они оставляют двухмерное пространство листа бумаги и входят в третье измерение. Им в этом фантастическом путешествии помогает образность, скрытый смысл – подтекст – и другие инструменты творчества.
 
Писатель Хорхе Луис Борхес (Jorge Luis Borges), несомненно, одаренный Богом человек, он всегда чему-то учился, самосовершенствовался. Его произведения – это больше, чем обычная литература. В ней много интеллектуальной составляющей, иронии, философии. Он владел языком и умел его использовать в нужном русле на все сто процентов.
 
Он не боялся высказывать свое мнение в произведениях, зачастую совершенно противоположное многим. Так, литератор испытывал неприязнь к поэзии, если ее можно так назвать, танго старого стиля. Стихи считал очень легкомысленными. А вот если вспомнить поэму «Легендарное основание Буэнос-Айреса» (Fundacion mitica de Buenos Aires), в ней автор Борхес признается в любви к городу. Он знал каждый местный закоулок. Но ведь в конце 19-го века здесь все насквозь было пропитано танго. Разве писатель не знал об этом?
 
В чем же изюминка произведений Борхеса, почему они так западают в душу читателя? Давайте разберем один из интересных рассказов – «Человек с розовой улицы». Если рассматривать его как детектив, то он больше смахивает на литературное хвастовство писателя. В одной из частей он знакомит нас с убийцей. Фраза: «… за эту ночь я более трех раз не трогал его». Она, конечно, не дает исчерпывающего ответа на вопрос: «Какую же глубокую мысль хотел донести автор? Это деталь, четко дающая нам представление о роде деятельности героя. У этого душегуба нет страстного желания лишать кого-то жизни, нет агрессии. Его цель – убить тех, кто отправил на тот свет его кумира, лишил самого «киллера» тщеславной мечты быть признанным в обществе.
 
В произведении описывается притон в большом бараке, куда приходят отдохнуть преступники и девушки легкого поведения. Центральная фигура этого заведения, его хозяин – Розендо Хуарес, который для всех его «неблагополучных» гостей – воплощение грез и чаяний. Он стоит, облокотившись на стойку, попивая бренди. Он ни с кем не желает общаться по поводу своего прошлого и демонстрирует свое отторжение всем присутствующим. В этой части произведения нет какой-то свободы, счастья. Смех у людей утрированный, выдавленный, в танце все натянуты, как струна, соперничают друг с другом. Где же легкость и радость танго в рассказе? Ведь Борхес всегда утверждал, что истинное, хорошее танго носит страстный, игривый характер.
 
Среди ночи к дому, где «шумит» милонга и пьяные люди, подъезжает фургон. В нем в компании со своим лидером сидят марионетки. Они едут выполнять задание, а не веселиться. И не уверены, останутся ли посетители заведения в живых.
 
Зачинщик главных событий, первым бросающий «перчатку», – Реаль. Ему известно: как только кто-то оскорбится, все местные будут защищать своего товарища. А чей-то крик станет приглашением к ритуальному танцу с ножами. И тогда все узнают победителя.
 
 Вот такое трагичное танго у Хорхе Луиса Борхеса, в конце которого – смерть. Он постоянно демонстрирует нам восторг от танца с клинками, когда смерть дышит в затылок. Не это ли еще один факт, доказательство? Нет! Потому что Розендо Хуарес в следующем эпизоде не принимает вызов, отказывается танцевать. И теряет уважение, и славу, и любимую женщину. Она сама дает ему нож в руку, но Хуарес не оправдал ожиданий. Тогда самая красивая сеньора в округе – Луханера – адресует победителю Реалю такие слова: «Оставь его, мы зря все думали, что он настоящий мужчина».
 
Нож падает в реку, вылетая через окно-щель, и нам кажется, будто это финал. Но события развиваются дальше, и драма заканчивается позорной смертью Франсиско Реаля по кличке «Резатель». Спустя какое-то время все вновь идет свои чередом. Опять звучат мелодии танго.
 
Во всех литературных трудах Борхеса прослеживается горький лейтмотив потерянной крепкой дружбы. Какое же танго мы слышим в них? Можно провести параллели. Так, например, танго-поэма «Чужие провинности» (Culpas ajenas) поэта Хорхе Кури (Jorge Curi), и композитора Эрнесто Понцио (Ernesto Ponzio), когда заключенный выходит из мест лишения свободы и возвращается домой. Это произведение говорит нам о том, что сильные дружеские отношения никогда и ничем не разрушить.
 
«Тигр Миллан» (El Tigre Millan) поэта и композитора Франсиско Канаро (Francisco Canaro), как бы описывает Реаля: крепкий, уверенный в себе, высокий.
 
«Как обнялись в обиду» (Como abrazado a un rencor) – стихи Антонио Мигеля Подеста (Antonio Miguel Podesta), музыка Рафаэля Росси (Rafael Rossi). Когда «Резатель» долго умирает у всех любопытных зевак на глазах, он просит накрыть свое лицо шляпой и говорит: «Да, я убийца и хочу тихо уйти, не нужно за меня молиться».
 
В произведении совсем не видно позитивных, радостных моментов жизни, которые есть, например, в простых танго-поэмах Энрике Саборидо (Enrique Saborido), упомянутого в произведении. Нет романтики и восторга, как в стихах Кобиана и Мадерны, чувственности Анибала Тройло, легкости и стремительности фуг Астора Пьяццоллы.
 
Но все же Борхес – это Танго, и не только оно...